По Чешской Республике на велосипеде. 15-31 мая 2004
|
|
Почему Чехия, почему на велосипеде?
Прежде всего, мы любим активные виды туризма, предпочитаем отдыхать вдвоем, и самостоятельно осуществляем задуманное. Вот уже пару лет мы собирались поехать в велопоход недели на две. Мы не занимаемся спортивным велотуризмом. Мои скромные показатели - до 150 км в день. Вдвоем же не более 70. Исходя из этого факта, мы и планировали сложность и протяженность маршрута около: 700 км за тринадцать дней по средне пересеченной местности. Идеальным для путешествия был бы район с развитой сетью хороших второстепенных дорог, на которых почти нет машин, c небольшими городками на пути, лесами, природными парками с асфальтированными велотрассами, в стране с благополучным населением, где велосипед популярен как средство активного отдыха. Вариантов куда поехать было несколько: северо-восток России, Финляндия-Швеция, Турция или восточная Европа. Информации о возможных маршрутах в Интернете довольно много. Определяющими стали следующие обстоятельства: отпуск только в мае, и, к сожалению, Финляндия со Швецией отпали. Как выяснилось - кроме холодной погоды, в мае еще и закрыты большинство кемпингов. В скандинавских странах есть свои плюсы и минусы. К плюсам относятся: развитая инфраструктура для велотуризма и активного отдыха вообще, т. е. маркированные веломаршруты, протяженные велодорожки, кемпинги, большое количество лесных массивов, законодательство, позволяющее ночевать в лесу в палатке, ненаселенность, отсутствие криминала, дисциплинированные водители, и, наконец - англоговорящее население, т. е. для нас - это возможность общения. Почему мы не поехали в Турцию. Казалось бы летняя погода, купание в море, дешевый чартер, не нужна виза. Однако побережье застраивается отелями, а ехать вдоль заборов мало приятно, альтернативой прибрежной автостраде остаются внутренние сельские районы, но по собранной информации, леса там мало, гор много, магазинов и кафе в деревнях нет, местное население живет по своим мало понятным нам обычаям, знают только свой язык. То есть, есть как бы две страны: курортная часть и традиционный восток. Ни туда, ни туда нам не хотелось. Эти представления о Турции оказались совершенно неверными. Мы туда съездили два года спустя. Турция – просто супер. О России. Здесь все знакомо и понятно, неоднократно ходили в велопоходы выходного дня с ночевками в палатке. Можно, в принципе, провести замечательный велопоход, например, по Тверской, Новгородской, Ленинградской областям. Да, плохие дороги, но не смертельно, трудно ориентироваться, но GPS решает эти проблемы, ненаселенная местность, много лесов и водоемов, отсутствие проблем с едой и питьем, природа красивая, почти никаких материальных затрат на путешествие. Однако, хотелось увидеть другой мир – не туристическую Европу. Поездка в Чехию была под вопросом до последнего момента. Из-за майских праздников Чешское посольство было перегружено, поэтому визы нигде не гарантировали, а МИД тянул с паспортами. Мы не успевали получить визы. Как запасной вариант выбрали Хорватию. Ее несомненным достоинством является отсутствие визового режима с Россией. Пока еще Хорватия не вошла в Евросоюз, а купить ваучер за один день не проблема. В Хорватии, конечно, тепло в мае, но до Турции погода не дотягивает, море еще холодное. Природа, острова и древние города Адриатического побережья очень красивые, но, по большому счету, единственная дорога, прижатая горами к побережью, явно не второстепенная, с оживленным движением, не предполагает возможности менять маршрут. А для Хорватских гор нужна серьезная физическая подготовка. Опять же, как и Турция, страна делится на курортное побережье и диковатую глубинку, где не так давно шла война. Так что, Хорватия тоже была для нас не лучшим вариантом. Словакия – тоже серьезные горы кроме двух небольших районов. Польша сильно отстает от Чехии по развитию инфраструктуры для велотуризма, в т. ч. по протяженности маркированных веломаршрутов - до 1000 км, которые есть там очагами, по большей части в природных парках и предназначены, главным образом, для маунтинбайкеров. Что касается других стран восточной Европы и Балкан, то как-то не сложилось впечатление, что в этих странах популярен велотуризм, или же проблематично получить визу без покупки тура или без приглашения. Итак, Чехия. С начала 90-х годов в стране началась государственная программа развития оздоровительного велосипедного туризма. Протяженность маркированных веломаршрутов по второстепенным дорогам и велодорожкам составляет на сегодняшний день 20000 километров, разработано 99 типовых веломаршрутов с подробным описанием. Те фиолетовые линии, что вы видите на карте внизу – это сеть маркированных веломаршрутов. Но все это мы узнали лишь потом. В русскоязычном Интернете информации почти нет, буквально пара отчетов, в англоязычном повезло больше. Я нашел отчет о велопоходе по самому известному чешскому веломаршруту «Прага – Вена». Он идет из Праги на юг, до города Чески Крумлов, дальше на восток вдоль границы с Австрией, почти до Словакии и на юг, через границу, до Вены. Австрийская часть маршрута отпала из-за визовых ограничений для граждан России. В принципе, можно было купить и эти визы, но для нас оно того не стоило. Важным было открытие факта, что можно в принципе проехать почти через всю Чешскую республику по популярному веломаршруту. Конечной точкой путешествия логично определилась Прага, начало тоже было выбрано не случайно. В мае 1989 года я побывал в тогда еще Чехословакии, в городке Ческа Тршебова, что в Пардубецком Крае и всегда хотел побывать там еще. Глядя на карту, подумалось, что удачнее места для старта и не найти. Выйдем там из поезда, посмотрим городок, памятные мне места, а затем на юг, по южной Моравии до Австрии, где повернем на запад и поедем по пустынной приграничной дороге вдоль старой границы "восточной империи". Этот поворот и будет началом нашего движения к Праге по "Prague-Vienna Greenways". |
|
Дневник путешествия.
Когда мы куда-то едем с детьми, то о нашем путешествии можно снимать комедию J, а в этой поездке очень хотелось сменить жанр на романтический. Но, не знаю, к сожалению, или к счастью, элементы комедии не исчезают из нашей жизни J.
|
15 мая, суббота. Нет, не получается у нас путешествие в романтическом жанре, все равно в комедию скатываемся J. Еще в дверях квартиры отрывается от велорюкзака любовно пришитая самодельная лямка, вместо Белорусского вокзала приезжаем на Киевский. Уже на Белорусском, почти у самого поезда отрывается вторая лямка. Честно говоря, не представляю, как бы мы вдвоем тащили бы эти рюкзаки и велосипеды. Все-таки приятно, когда тебя провожают J. Прощаемся с Димой, поезд трогается, папа «подталкивает» наш вагон, мы шлем ему воздушные поцелуи… Едем! Ура!
Смешной вагон – маленькие купешки, на полках можно находиться только в положении лежа, чтобы разойтись в коридоре, нужно предварительно выдохнуть. Эх, где вы, русские просторы… J Крошечное купе заполнено нами, нашими вещами и велосипедами. Почему-то хочется надеяться, что третьего попутчика не будет. В соседнем купе – праздник жизни J Голоса сливаются с шумом колес… Засыпаю…
Остановка. Интересно, сколько времени? Соседи орут песни. Лёшка с верхней полки трагически сообщает, что мы забыли подставку под газовую горелку. Поезд трогается… Засыпаю…
|
16 мая, воскресенье. Едем по Белоруссии. Идет дождь. Низкое темное небо. Капельки дождя под разными углами стекают по стеклу. Милые сердцу равнинные пейзажи средней полосы… Поля и перелески... А может и неплохо, что я не взяла ничего с собой почитать… Лежа на своей полке, я вижу в окно небо и вершины деревьев… Ритм колес заполняет сознание… Мысли останавливаются…
Брест. ГРАНИЦА! - Господа, зайдите в купе! Все сядьте на свои места! - Прекратите петь!! Здесь ГРАНИЦА!! - Погулять по перрону?? Гулять в Праге будете, а здесь ГРАНИЦА!! - Гражданин! Проснитесь!! Паспортный контроль! Нельзя спать на ГРАНИЦЕ! - Зайдите все в купе! Какая разница, мужчина вы или женщина! Туалет в Польше откроем!
Таможенница собрала декларации. Пограничники строго сверяют морду лица с паспортом и ищут диверсантов под нижними полками. Велосипедами никто не интересуется. На нервной почве у меня разыгрался аппетит. Успеваю через дверь вагона на Варшавской стороне вокзала купить драники и соленые огурчики. Объедение!
Железный занавес – это на самом деле железобетонный забор с колючей проволокой сверху, тянущийся вдоль железной дороги. Пограничная вышка. Полоса отчуждения. Река Буг. Оп! Мы в Польше!
- Что везете? Водка? Сигареты? - Пан, проснитесь!! Ваш паспорт! - Пан, не спите! Встаньте!! Где ваш паспорт? ГДЕ?!? - Быстро зайдите все в купе! Пан проводник! - Да не шумите! Вон его паспорт – под подушкой. - Пан, куда вы идете? - Вы же сами сказали – вставайте! - Налейте ему 100 грамм, пусть спит дальше! - Ну, зачем мне пить, если я не хочу? - Что везете? Водка? Сигареты? - Да зайдите же все в свои купе!!
Про водку, кажется, уже пятый раз спросили. Осмотрели содержимое Лёшиного рюкзака. Тронулись, едем, едим драники J О, наконец-то туалет открыли… J
Польша J Польша из окна поезда производит очень приятное впечатление. Небо прояснилось, выглянуло солнце. Проплывающий пейзаж за окнами завораживает. Вся земля возделана с такой любовью, что невольно восхищаешься и уважаешь людей, живущих на ней. Они не покоряют природу, оставляя за собой свалки отходов, а гармонично с ней взаимодействуют. Большая часть земли обработана. Поля – небольшие квадратики с разными культурами, расчерченные, как по линейке. Симпатичные фруктовые сады. Деревья посажены ровными рядами. Маленькие – привязаны к колышкам. Среди полей растут небольшие рощицы или просто отдельно стоящие красивые деревья. Это придает равнинному ландшафту такую прелесть, что невозможно оторваться от окна. Садится солнце… Сумерки… До свидания, Польша …
Чешскую границу пересекали около полуночи. Таможенники, пограничники, польские, чешские – спросонья с трудом разберешь кто из них кто. Но сон разом слетел и упало сердце, когда чехи нас попросили приготовить страховку и пошли в следующие купе… Несколько минут сидим молча в полной прострации… Кажется, мы приехали… Как же глупо L Но судьба не оставляет нас своими заботами – другому пограничнику, штампующему наши паспорта, наличие страховки почему-то неинтересно, или он просто не представляет, что за границу можно ехать без нее. Он сдержанно улыбается - «Добрже» J. О, это Улыбка Фортуны! Мы закрываем дверь купе, и опять несколько минут сидим в глубокой задумчивости, глядя друг на друга. И все-таки – является ли страховка обязательной??
|
18 мая, вторник. Проснулись в 9 часов. Со сборами проковырялись до 12-20. Наметили маршрут min и max. Удалось одолеть только min. Сегодня проезжали горный участок пути. Крутые подъемы одолевали пёхом J, а потом длинные, безумно крутые спуски – смерть тормозным колодкам J – несемся со скоростью за 40 км/ч! Страсть!! А красотища кругом – сердце замирает! Люди, живущие здесь, наверное, чувствуют себя счастливыми. Если бы одним словом охарактеризовать Чехию, то это было бы слово КРАСОТА.
|
Красота кругом – в природном ландшафте, в ухоженных лесных заповедниках, в чистеньких городках, в цветущих палисадничках, в распятиях и капличках вдоль дороги с надписями «и так Бог возлюбил Свет…». Благословенная страна… Одно из самых сильных впечатлений дня – маленький поселок под горой, домов 10. Глушь редкостная. Но все так же, как и везде – ухожено, цветы во двориках, газончики выкошены. А около последнего дома выложен грот, а внутри деревянные фигурки святых. Еще одно впечатление – родник на полпути к вершине горы, из которого берет начало горная речка. Тоже любовно ухоженный, с указателем «PITNA VODA». Еще поразило футбольное поле на краю одного из поселков. Словами не опишешь то, что поразило – ЭТО надо видеть. Просто ожившая картинка из детской книжки. Просто невозможно поверить, что такая трогательная идеальность может существовать в реальной жизни. Ночевать остановились в г. Недвеедице, пансион «Барборка». Номер на двоих на одну ночь (двулушкови покой на едну ноць J) – 650 крон. Белоснежные простыни и полотенца. Помылись, постирались. Поужинали в ресторане на 400 крон – запеченная форель, картофель фри, овощной салат с брынзой, пиво… Порции такие огромные, что сами удивились, что смогли их съесть. На второй этаж в номер подниматься было тяжко J. Итак, сегодня преодолели 2 перевала, проехали 45 км.
|
30 мая, воскресенье. Часа в 3 ночи подъехали к чешской границе. У нас, полупроснувшихся, проштамповали паспорта, и поехали дальше. «Насхледаноу, Чехия J!», очень бы хотелось вернуться сюда J. Проснулись часов в 10. Заполнили декларации, поболтали с чехом. Он с увлечением рассказывал о своем бизнесе – транспортных перевозках, с гордостью показывал фотки своих пяти грузовиков. Сейчас едет в Белоруссию ставить там пилораму, расширяет бизнес. А мы соловьями разливались, как замечательно провели отпуск. Он рассказал нам какие есть еще интересные вело-места в Чехии. Расстались мы в Бресте, очень довольные друг другом.
Паспортный контроль прошел без проблем. Таможенник дотошно допытывался, какой интерес у нас был при езде на велосипеде – спортивный или только для удовольствия. Потом мы купили драников, курочку, соленые огурчики, пиво и только сели с аппетитом поедать это дело, как исполнилось еще одно мое желание (не ко времени, совершенно) – в подробностях узнать, как меняют колеса поезда. В нашем купе оказался люк, из которого вынимается то, чем вагон крепится к колесным парам. Это называется «шкворни» - три большие грязные железки. Через люк было видно, как поднимается вагон на полметра, выезжают одни тележки и подъезжают другие. Наконец процедура завершена, и мы возвращаемся к поеданию драников. Вкусно! Но пиво… L. Нет, с чешским не сравнить! Оставшуюся часть дня пили чай и смотрели в окно. Люблю ездить в поезде J!
|
31 мая, понедельник. Ну, вот и всё! В 6-55, точно по расписанию приезжаем в Москву. Папа с тележкой, под неодобрительными взглядами носильщиков, встречает нас на вокзале. 15 минут на троллейбусе – и мы у дома J. Мама с Наташей выбегают нас встречать к остановке. Объятия, поцелуи J. Дом, милый дом J.
|
______________________________________________ Небольшой комментарий к написанному.
Языковой барьер. Путешествуя по Чехии, мы, неожиданно для себя, столкнулись с тем, что практически никто из чехов не говорит по-английски. Исключение – продавцы магазинов и администраторы гостиниц в крупных городах. А вообще второй язык – немецкий, им владеют все, от маленьких детей до пожилых дам в маленьких хуторках. Поскольку мы с мужем немецкий не изучали, то единственной возможностью хоть как-то объясняться с чехами, были выученные слова и фразы из руско-чешского разговорника. Да, чешский язык славянский, и многие слова имеют с русскими общие корни, но в разговорной речи эти слова теряются, мы не понимали практически ничего! Когда чехи узнавали, что мы русские, то многие произносили такую фразу: «О, мы знаем русский язык, мы учили его в школе!» Увы, не считая слов «спасибо» и «до свидания» этой фразой их знания русского и ограничивались. В предыдущей фразе нет осуждения, неиспользуемые знания быстро забываются. Сама английский знаю через пень-колоду J. Жаль просто, что не удалось поговорить с чехами, а такое желание было, и часто обоюдное J.
Режим дня в Чехии. Чехи встают рано. «Утро» в Чехии – действительно утро. Магазины и кафе в 8-00 уже открыты. Жизнь кипит J. В больших городах свой ритм жизни, но мы, устав от своего мегаполиса, маршрут составили так, чтобы они оставались в стороне. В провинции мы столкнулись с непривычным для нас режимом работы магазинов. В маленьких городках магазины открыты, как правило, с 7-30 до 11-30, а потом с 15-00 до 17-00. В городах покрупнее, супермаркеты работают без обеденного перерыва часов до 6 вечера. После 18-00 все магазины закрываются и улицы пустеют на глазах. В ранний режим мы вписались достаточно легко, сказалась разница во времени – 2 часа – с московским. В субботу и воскресенье магазины практически нигде не работают.
Ночевки в лесу. Туризм в Чехии цивилизованный и организованный – отели, частные гостиницы, пансионы, кемпинги. Насколько свободно можно там разместиться в разгар сезона нам судить сложно, поскольку наша поездка пришлась на май, когда зачастую мы были единственными постояльцами в гостинице. Проблема была в другом. Примерно половину ночей мы планировали провести в лесу, в палатке. И даже не столько из экономии средств, а просто потому, что нам это нравится J. В России проблем с этим нет, а в Чехии, да и насколько я знаю во всей Европе, это просто НЕ ПРИНЯТО. В связи с этим совершенно непонятно для чего в Европе производится столько качественного туристического снаряжения – неужели только для того, чтобы поставить палатку и переночевать на территории кемпинга? Из инетных источников мы выяснили, и в Чехии потом это подтвердилось, что в лесу, за исключением заповедников, можно ставить палатки, но это, повторюсь – НЕ ПРИНЯТО. Поэтому, дабы не шокировать местное население, и не привлекать к себе ненужного внимания, мы старались следовать тактике «шпионского» туризма, выбирая для лесных ночевок как можно более «глухие» заросли. Сразу скажу, что найти такие места – непростая задачка, поскольку лесов, в нашем российском понимании в Чехии нет, за исключением заповедников. Те лесные массивчики, которые отделяют один городок от другого, можно назвать скорее рощами, чем лесом. Небольшие, очень чистые, «прозрачные», без бурелома и практически без подлеска. Удивительно, но в них много животных – белки, зайцы, косули, кабаны. Скрыться в этих рощах очень сложно – всё просматривается на 100 м, выручали нас густые молодые еловые посадочки и придорожные кусты. По поводу костров. Их разводить НЕЛЬЗЯ, и действительно, нам не встретилось ни одного кострища. Чтобы вскипятить чай и разогреть консервы мы пользовались газовой горелкой «кемпинг газ». Ничего серьезного не готовили. Израсходовали чуть больше одного газового баллончика.
_______________________________________ Ну вот, собственно, пока всё J. Создание этой странички – наш первый опыт. Планируем, что сайт будет расти и хорошеть J.
|